О смазочных материалах

Общие сведения о смазочных материалах
 
Назначение различных веществ, употребляемых для смазки машин, колес, осей и т.п., заключается в образовании между трущимися поверхностями сплошного слоя смазочного вещества, который играет двоякую роль: во-первых, сухое трение трущихся поверхностей заменяется во много раз меньшим внутренним трением смазываемого материала, во-вторых, смазывающее вещество предохраняет соприкасающиеся поверхности от заедания, слишком быстрого стирания и изнашивания.

Смазочное вещество должно по возможности дольше сохранять свои основные свойства, при нагревании от трения несильно изменять свою консистенцию, не должно содержать и образовывать кислот и сгущаться на воздухе подобно высыхающим маслам, именно поэтому важно пользоваться только качественными смазочными материалами.

До развития нефтеперерабатывающей промышленности смазочными материалами служили различные растительные и животные жиры, главным образом деревянное, сурепное, смоляное, костяное и др. масла, а также ворвань. В настоящее время все эти материалы с успехом вытеснены нефтяными маслами или смесями минеральных масел с растительными.

Минеральные масла получаются при перегонке нефтяных остатков (мазута). Производство распадается на две стадии: на перегонку и химическую очистку. Перегонка мазута на смазочные масла производится в специальных горизонтальных котлах, обогреваемых нефтью. В котел поступает перегретый пар, который облегчает процесс перегонки. Пары поступают в холодильник, где и конденсируются; получающийся в результате перегонки сырой дистиллят требует очистки, которая должна производиться крайне тщательно и сводится к обработке серной кислотой и едким натром, причем каждый сорт масла требует отдельных приемов, вырабатываемых практикой. Очистка производится в специальных смесителях, выложенных свинцом, которые загружаются серной кислотой крепостью 66° по Бомэ, причем количество кислоты, колеблющееся обычно между двумя и пятью процентами от веса масла, берется в зависимости от сорта и вида последнего.

Серная кислота подается в два приема, а само перемешивание продолжается от 30 минут до 1 часа, после чего смеси дают отстояться и через нижнее отверстие спускают кислый осадок. Далее масло перекачивают в резервуар для щелочной промывки, причем количество едкого натра берется приблизительно около 0,5%. Далее масло промывается водой и высушивается нагреванием в соответствующих сосудах.

Очистка нефтяных масел является довольно сложной операцией, требующей соответствующего навыка.

Испытание смазочных материалов сводится к определению клейкости, удельного веса, вязкости, температуры вспышки, а также испытания в специальных маслоиспытательных машинах.

Так как консистенция смазочных веществ меняется при изменении температуры, то состав каждого вещества должен быть различным в зависимости от времени года и климата.

В обыденной жизни необходимость применение масла понятна любой хозяйке - начиная от поджаривания картошки для любимого мужа, и заканчивая ликвидацией скрипа дверей в своей квартире. Ну, а в двигателе все намного сложнее.

 

Схема системы смазки двигателя

Рис. 26 Схема системы смазки двигателя

1 - канал подачи масла к газораспределительному механизму; 2 - главная масляная магистраль; 3 - канал подачи масла к подшипникам коленчатого вала; 4 - картер двигателя;
5 - фильтрующий элемент; 6 - корпус масляного фильтра;
7 - масляный насос; 8 - маслоприемник с сетчатым фильтром; 9 - поддон картера; 10 - пробка для слива масла

Система смазки (рис. 26) состоит из:

  • поддона картера,
  • масляного насоса с маслоприемником,
  • масляного фильтра,
  • каналов для подачи масла под давлением, просверленных в блоке цилиндров, головке блока и в других деталях двигателя.

Поддон картера является резервуаром для хранения масла. Когда вы заливаете масло через маслозаливную горловину, оно проходит по пустотам внутри двигателя и опускается в поддон картера. Уровень, имеющегося в поддоне масла, можно измерить масляным щупом через отверстие в картере двигателя.

Схема работы масляного насоса

Рис. 27 Схема работы масляного насоса

1 - шестерни масляного насоса; 2 - редукционный клапан; 3 - пружина

Масляный насос (рис. 27) под давлением подает масло (через фильтр и каналы) к трущимся деталям кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Насос состоит из двух шестерен и приводится в действие от коленчатого вала двигателя.При вращении шестеренок, зубья захватывают масло и нагнетают его в главную масляную магистраль.

Редукционный клапан служит для ограничения давления в системе масляных каналов двигателя. При избыточном давлении пружина сжимается, и часть масла поступает обратно.

Масляный фильтр служит для очистки проходящего через него масла от механических примесей. Он устанавливается сразу же после насоса и пропускает через себя все масло, которое поступает в масляную магистраль. Чаще всего фильтр имеет неразборную конструкцию и подлежит замене одновременно с плановой сменой масла в двигателе.

Схема вентиляции картера двигателя

Рис. 28 Схема вентиляции картера двигателя

1 - корпус воздушного фильтра; 2 - фильтрующий элемент; 3 - всасывающий коллектор вентиляции картера; 4 - карбюратор; 5 - впускной трубопровод; 6 - впускной клапан; 7 - шланг вентиляции картера; 8 - маслоотделитель; 9 - сливная трубка маслоотделителя; 10 - картер двигателя; 11 - поддон картера

Вентиляция картера двигателя (рис. 28) обеспечивает отсос из картера и отвод во впускной трубопровод паров бензина и выхлопных газов, которые попадают в нижнюю часть двигателя. Во время тактов сжатия и рабочего хода эти пары и газы частично прорываются по стенкам цилиндров в картер двигателя, разжижают масло и очень агрессивны по отношению к деталям кривошипно-шатунного механизма.

Вентиляция картера осуществляется принудительно за счет разряжения, которое возникает в воздушной горловине карбюратора при работе двигателя. Корпус воздушного фильтра соединяется с картером двигателя с помощью шланга, по которому картерные газы направляются сначала в карбюратор, а затем и в цилиндры на дожигание.

В двигателях внутреннего сгорания применяется комбинированная система смазки - под давлением и способом разбрызгивания. К наиболее нагруженным трущимся поверхностям масло подается под давлением, а остальные детали механизмов двигателя смазываются брызгами масла и масляным туманом.

К подшипникам коленчатого и распределительного валов масло подходит по каналам системы, конечно же, под давлением. Сделав свое дело, то есть, смазав, немного охладив и забрав с собой продукты износа, масло стекает обратно в поддон картера двигателя.

При вращении коленчатого вала, его кривошипы ударяют по поверхности масла в поддоне картера, при этом образуются масляные брызги и туман, которые попадают на зеркало цилиндров, поршень и поршневой палец. Все движущиеся детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов как бы купаются в масле. Этим достигается высокая износостойкость узлов современных двигателей.

 

Основные неисправности системы смазки.

Подтекание масла возможно из-за слабо затянутой сливной пробки в поддоне картера, повреждения уплотнительных прокладок и наружных маслопроводов, износа сальников.

Для устранения неисправности необходимо восстановить герметичность соединений, заменить поврежденные и изношенные прокладки и сальники.

Низкое давление в системе смазки может быть по причине недостаточного количества масла, применения некачественного масла, износа подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса.

Для устранения неисправности следует проверить уровень масла и в случае необходимости долить, изношенные узлы и детали надо заменить. А марка масла должна соответствовать инструкции завода-изготовителя.

Эксплуатация системы смазки.

Выход из строя или плохая работа системы смазки может привести к серьезной поломке двигателя. Поэтому на щитке приборов имеется контрольная лампа аварийного давления масла. Свечение этой лампы красным светом при работающем двигателе недопустимо. Надо немедленно заглушить двигатель и разобраться в причине неисправности.

Одной из причин того, что зажглась красная лампочка аварийного давления, может быть недостаточный уровень масла в поддоне картера двигателя. Хотя бы раз в неделю следует проверять уровень масла. При этом после остановки мотора сделайте небольшую паузу в 2 - 3 минуты, за это время из некоторых каналов масло стечет в поддон, да и масляный туман в картере тоже осядет. Уровень масла в поддоне картера двигателя всегда должен быть в норме. А нормой считается след масла на щупе между рисками «MIN» и «MAX».

Подтекание масла из системы смазки определяется по характерным следам на асфальте после стоянки автомобиля. Причины утечки масла устраняются довольно сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту. Но с незначительными подтеканиями можно смириться и ездить всю жизнь, так как любое вмешательство в систему смазки очень трудоемкое и дорогое «удовольствие».

Для нормального функционирования двигателя необходимо вовремя доливать масло до нормального уровня, а также менять его, с одновременной заменой масляного фильтра. Периодически следует промывать систему смазки специальным промывочным маслом.

Масла, применяемые в системе смазки двигателей, могут быть минеральными, полусинтетическими (Semi - Synthetic) и синтетическими (Fully Synthetic).

Применение синтетического масла после использования любого другого возможно только после промывки системы смазки с помощью специальных моющих средств.

Если соблюдать рекомендованные сроки замены синтетического масла, то в дальнейшем промывка системы смазки не потребуется, так как это масло имеет очень высокие эксплуатационные свойства.
Большое распространение получили всесезонные масла. Они имеют двойное обозначение, например SAE 10W–30, SAE 15W–40 и т.п., где W – сокращенно от winter – зима, а цифры определяют вязкость масла.

Наступающую «старость» кривошипно-шатунного механизма, можно «вычислить» по сильному дымлению из выхлопной трубы глушителя или трубки отсоса картерных газов, увеличению количества вредных веществ в составе выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов и по потере мощности двигателя.

Хозяин автомобиля может начинать «впадать в отчаяние», так как «сердце машины» пора ставить на капитальный ремонт или менять на новое. Что конкретно делать, скажет специалист и ваш кошелек.

Напоминаю о том, что долговечность отечественных двигателей для легковых машин равна примерно 150 - 200 тысячам километров пробега. Поэтому стоимость подержанного автомобиля напрямую связана с тем, какую часть ресурса он уже израсходовал. Вот почему вопрос: «Какой пробег?» - стоит одним из первых при выборе машины не первой свежести.

С основными проблемами системы смазки мы с вами познакомились и вроде бы можно спокойно ехать дальше. Но абсолютно спокойным можно быть только на... (надеюсь, вы знаете где). Если вам предстоит поездка за город по проселочной дороге, то у вас есть возможность разом потерять все масло через пробоину в поддоне картера двигателя. Это происходит тогда, когда машина наезжает «носом» на пенек или на валун спрятавшийся в высокой траве, да и в городе дороги бывают с «сюрпризами». Чтобы избежать повреждения поддона, имеет смысл защитить его металлическим щитом. Советую приобрести и установить такой щит, называется он – защита поддона картера двигателя.

У читателей этой книги, может сложиться впечатление, что, выезжая на машине, с ними непрерывно будет что-то случаться, и надо будет постоянно «оживлять» свой автомобиль, в стремлении продолжить поездку. Это, конечно, заблуждение. Современная машина сделана так, что за несколько лет грамотной эксплуатации вы успеете сменить, один - два раза проколотое колесо на запасное. Хотя, при разгильдяйском отношении к своему «железному коню», очень быстро можно получить весьма большой букет дорогостоящих неприятностей.

После знакомства с работой механизмов и систем двигателя можно сделать интересный и важный вывод о том, что двигатель – это агрегат, работающий по принципу самообеспечения. Если все его узлы исправны и отрегулированы, то при своей работе одни механизмы отдают энергию другим, а те третьим, кто-то крутит вал, кто-то качает бензин или масло и так далее. То есть энергия в двигателе перераспределяется таким образом, что он сам себя обеспечивает всем необходимым. Готовит горючую смесь, подает искру на электроды свечи, отводит лишнее тепло, смазывает трущиеся поверхности, и в конечном итоге крутит колеса автомобиля. Если двигатель работает, живет, значит все в порядке, будет движение, комфорт для водителя и пассажиров.

Неисправности двигателя

Любая неисправность имеет свою историю и последствия. Ни в вождении автомобиля, ни в его эксплуатации ничего не бывает внезапного, невозможного или непредсказуемого. Любая неисправность заранее «скажет» о себе, предупредит, а задача водителя реагировать на эти предупреждения должным образом - отрегулировать, заменить или отремонтировать неисправный узел или деталь, не дожидаясь, когда незначительная неисправность перерастет в крупные неприятности. Поэтому при движении на автомобиле, кроме умения «давить на газ», необходимо выработать в себе привычку слушать двигатель и контролировать его состояние по показаниям приборов.

Машина всегда «говорит» о своих проблемах, и в частности посторонними шумами, которые выпадают из общего «оркестра». Можете проверить эту мысль, будучи пассажиром в автомобиле с «бывалым» водителем. Попробуйте произвести чем-нибудь тихие повторяющиеся стуки, шорох или тому подобное, и сразу же увидите реакцию профессионала. Водитель прекратит разговоры с пассажирами, будет прислушиваться, искать причину появления этих посторонних звуков и вероятнее всего остановит машину.

По большей части, отказы в работе механизмов и систем двигателя можно отнести к неисправностям первого типа, при которых конфликт возникает лишь между автомобилем и водителем. Неисправности такого типа практически никак не влияют на остальных участников дорожного движения. Неработающая машина - это ваша личная проблема, так как срывается выполнение какой-либо вашей программы, встречи и так далее.

К неисправностям второго типа относятся такие, которые напрямую затрагиваются интересы других участников дорожного движения и мирных жителей, их безопасность и здоровье. Эксплуатация транспортного средства с такими опасными неисправностями запрещается «Правилами дорожного движения» и «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации», о чем сейчас мы с вами и поговорим.

К неисправностям второго типа, при которых эксплуатация транспорта запрещена, обоснованно причислены и некоторые неисправности двигателя, так как они явно выходит за рамки личных проблем водителя.

 

Форма авторизации

Поделиться